Износа им не будет
6 декабря 2006 года
Как рассказал „Ъ“ директор государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» (ГНО ИВФ) Марат Файзрахманов, правительство республики приняло решение создать на базе казанского завода «Кварт» новое производство по переработке изношенных автомобильных шин. Согласно разработанному ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (координирует деятельность нефтегазоперерабатывающих предприятий РТ) технико-экономическому обоснованию проекта, мощность завода по переработке шин составит до 10 тыс. т в год. На выходе предприятие будет получать до 60% от объема переработки в виде резиновой крошки, металлокорда и текстиля. Предварительная стоимость проекта (главным образом, стоимость оборудования) оценивается в 3,5 млн евро. Предполагается, что для осуществления проекта будет создано совместное предприятие с участием ИФВ, «Кварта» и, возможно, банка «Ак барс». Кроме этого, заинтересованность в проекте выразила немецкая компания Еrmafa Kunststofftechnik Chemnitz GmbH, которая, как предполагается, станет поставщиком оборудования. Президент Ermafa Уве Хартманн в понедельник в ходе обсуждения проекта с премьер-министром Татарстана Рустамом Миннихановым заявил, что его компания готова участвовать в СП с долей в 5%. Доли других участников станут известны после определения их вкладов в проект.
l ГНО ИВФ занимается микрокредитованием предприятий малого и среднего бизнеса республики, финансированием венчурных проектов, в том числе через предоставление субсидий на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам. Бюджет фонда составляет около 3 млрд руб.
l Еrmafa Kunststofftechnik Chemnitz GmbH является производителем специализированного промышленного оборудования, его поставкой и монтажом под ключ. Имеет собственное производство по переработке шин мощностью 7 тыс. т в год. Годовой оборот компании составляет 25 млн евро.
По словам Марата Файзрахманова, поставка оборудования может начаться в будущем году, на создание завершенного цикла производства, от сбора шин до их переработки, понадобится 8-9 месяцев. По расчетам специалистов, рентабельность установки составит 20%, проект окупится через 5-6 лет.
Участники рынка считают переработку шин перспективным бизнесом — с учетом того, что сейчас в России нет ни одного экологически чистого производства (шины большей частью сжигают). В то же время, по экспертным оценкам, спрос на резиновую крошку в стране составляет примерно 40 тыс. т в год. Разные ее фракции используются для выпуска шин, других резинотехнических изделий, в качестве добавок в асфальтобетонное и битумное покрытие дорог и спортивных площадок, в производстве кровельных материалов.
Однако серьезной проблемой в реализации проекта может стать отсутствие в достаточном количестве сырья. Существующая в стране система сбора и утилизации старых покрышек, при которой владельцы автотранспортных средств должны сами оплачивать эти услуги (от 1,5 до 2 тыс. рублей за тонну шин), не стимулирует их сдавать покрышки во вторсырье. Поэтому при ежегодно накапливающихся в республике 20-25 тыс. т старых шин их поступает на утилизацию не более 2 тыс. т в год. По мнению генерального директора ЗАО «Кварт» Муслима Хайретдинова, отсутствие в необходимом количестве шин может стать главной проблемой для запуска нового производства. Кроме этого, считает он, для сбора автопокрышек на одной площадке необходимо задействовать «административные рычаги».
Татьяна Николаева, "Ъ - Волга-Урал"